Опубликовано: 19 декабря 2025
2025 год принес с собой важную юбилейную дату для верующих Русской Православной Церкви и всего христианского мира: 1700-летие I Вселенского Никейского собора (325–2025), на котором были сформулированы основы православного вероучения, канонического устройства Церкви и заложен богословский фундамент исповедуемого сегодня православными христианами Символа веры.
27 декабря 2024 г. участники Священного Синода Русской Православной Церкви постановили в течение всего 2025 г. проводить научные конференции в честь этой даты всем духовным академиям, Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету, а издательству Московской Патриархии было поручено подготовить издания, посвященные праздничной дате. 1 июня 2025 г., в день памяти святых отцов I Вселенского собора, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, святейший патриарх Кирилл выступил с Патриаршим посланием по случаю празднования 1700-летия I Вселенского собора[1].
Собор, который проходил с 14 июня по 25 августа в Никее (ныне Изник, Турция), по праву называется Великим святым собором и считается главным собором в истории Церкви. Он представлял собой первое собрание такого рода: до этого события представители христианского вероисповедания с разных концов Римской империи не собирались вместе для общения по вопросам вероучения таким масштабным составом. В этом смысле Никейский собор стал уникальным событием для своего времени, заложив соборный принцип устроения вселенской единой Церкви, в основе которого лежала коллегиальная власть, воплотившая наглядным образом в форме законодательных догматических актов идею всеобщности и соборности священной истории.
I Вселенский собор объединил две тенденции — представляя, с одной стороны, высшую форму внутрицерковного стремления к совместному обсуждению в рамках соборного института тех или иных важных вопросов церковной жизни, а с другой — необходимость интеграции Церкви в государственные структуры империи. Никейский собор заложил статус государственно-церковных институтов на все времена, ознаменовав вступление Церкви в новый период своей истории. При этом реализация и формулировка догматического богословского учения осуществлялась в церковно-политической перспективе: собор созывался государством, но действовал как орган церковного управления для разрешения по общему согласию общезначимых вопросов, прежде всего перед опасностью угрозы со стороны еретических движений. Церковь приняла из рук императора, который стал арбитром над противоборствующей группой епископов, эту форму соборности, освоила ее и начала использовать с опорой на силу, средства и формы государственного механизма. Организация церковного управления с опорой на большинство епископата была осуществлена за счет непростого, но эффективного в долгосрочной перспективе решения, основанного на сочетании власти императора как покровителя церковной жизни с его силовыми управленческими методами, и иерархической системой собрания епископов, обладающего авторитетом собственной власти в области церковного вероучения.
Церковь во все времена понимала свое единство прежде всего как единство веры, тождественной апостольскому Преданию, предлагая способ формулирования полноты исповедания парадоксальной тайны тринитарного догмата в исповедании единосущного единства Божественных лиц Святой Троицы на фоне вызова со стороны арианского искажения. Исторический прецедент Никейского собора являет собой опыт выхода из самого масштабного богословского кризиса Древней Церкви, охватившего всю христианскую ойкумену того времени. Догматические постановления Вселенского собора предоставили действенный инструмент соборного богословия для распознавания искажения в учении о Святой Троице, помогая в преодолении присущей нашей падшей природе склонности к арианству, свойственной всей человекоцентричной секулярной культуре и по настоящее время. Явленный в истории этого собора живой и подтвержденный в истории опыт преодоления и разрешения арианской ереси помог и в дальнейшем отвергнуть другие еретические учения.
Еще одним результатом деятельности Никейского собора стало установление первых общепринятых канонов для управления церковной жизнью, которые включали в себя правила совершения поста, покаяния, епископской и священнических хиротоний, правила относительно церковного управления и, самое главное, даты празднования Праздников Праздника — Пасхи. Именно в недрах соборного согласия было принято главное православное вероисповедание — Символ веры, впоследствии дополненный на II Вселенском соборе, который мы и сейчас поем на Божественной Литургии. Никео-Цареградский Символ веры стал первым общеобязательным, соборно-санкционированным, общехристианским исповеданием веры, которое должно было обозначать единство всех христиан.
В документах собора слово «вселенский» ни разу не было использовано — этот термин встречается позднее, в сочинениях таких его знаменитых участников, как свт. Афанасий Великий и Евсевий Кесарийский. Проведение собора и история последующей рецепции его постановлений показали, что критерии «вселенскости» основаны не на формальных принципах, но на опыте воплощения соборных решений в церковной жизни, открывая таким образом природу Церкви как живого богочеловеческого организма. Церковь признает тот или иной собор вселенским по значимости решений, апробированных в истории и подтвержденных Преданием — то есть традицией, которая была сформирована подвижниками и святыми отцами. Отсутствие этих строгих формальных критериев компенсируется обязательностью принятия его решений всей полнотой единой Церкви, отражающей верность истине со стороны высшей формы церковного общения. Значение I Вселенского собора нашло отражение в современной историографии: ведь вся история Церкви, вместе с сочинениями раннехристианских авторов, разделяется отныне на доникейский и постникейский (посленикейский) период.
От этого собора не сохранилось стенограмм и протоколов заседаний, только разрозненные фрагменты отдельных постановлений, списков и отсылок в поздних источниках, по которым реконструируется ход соборных заседаний. Однако этот факт не умаляет его символического значения, что нашло отражение в ориентированном на библейское свидетельство числе участников: 318 епископов, собранных по приглашению императора Константина I Великого из максимально возможного числа архиереев, что фактически составляло примерно 1/6 часть от всех епископов того времени.
Это памятное событие в истории Древней Церкви, играющее ключевую роль в нашей церковной жизни и в настоящее время, было отмечено проведением в 2025 г. большого числа юбилейных научных конференций, с материалами которых мы хотели бы познакомить наших читателей.
Список юбилейных конференций в российском научном сообществе
1. Наиболее представительным и масштабным научным собранием в рамках образовательных структур Русской Православной Церкви стала Третья междисциплинарная научная конференция «Церковь и время», которая была проведена 9–10 апреля 2025 г. под эгидой Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия[2]. Мероприятие прошло в международном и межконфессиональном формате при участии ученых из России, Италии, США и Германии, представлявших Общецерковную аспирантуру и докторантуру, Московскую, Санкт-Петербургскую и Сретенскую духовные академии, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Таврическую духовную семинарию, Российскую академию наук, Высшую школу экономики, Севастопольский государственный университет, Российский государственный архив древних актов, Библиотеку Российской академии наук, Российскую государственную библиотеку, зарубежные структуры Русской Православной Церкви, Католический университет и Амброзианскую академию Милана, Ассирийскую Церковь Востока. При открытии конференции с приветственной речью к ее участникам и слушателям обратился первый викарий Патриарха Московского и всея Руси, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Григорий.
На конференции было зачитано 17 докладов в двух секциях, работу первой секции, посвященной богословско-патристическим и историческим аспектам I Вселенского собора, возглавил профессор кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД, председатель Синодального отдела по делам молодежи епископ Истринский Серафим (Амельченков). С приветственным словом к участникам конференции обратился ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, председатель Учебного комитета Русской Православной Церквипротоиерей Максим Козлов.
В докладах первой части была затронута проблематика канонических оснований и роли политической власти для проведения церковного cобора, методов патристической экзегезы и догматической мысли в полемике с арианством, вопросы формирования пасхалии и разных типов экклезиологии, рецепции Никейского cобора среди готов и христиан Персии и на Западе, обращения к его наследию в современной богословской практике разных конфессий. Авторами докладов на этой секции выступили доктор богословия протоиерей Валентин Асмус, кандидат богословия, доцент кафедры богословия СПбДА иерей Максим Никулин, кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-философских и политических наук Севастопольского государственного университета П. В. Кузенков, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник ИФ РАН А. Р. Фокин, доктор теологии, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ Г. Е. Захаров, доктор теологии и патристических наук, вице-префект Амброзианской библиотеки, профессор Миланского католического университета монсеньор Франческо Браски, соискатель кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД иерей Ефрем Алхас, доктор филологических наук, профессор кафедры социальной истории факультета истории ВШЭ А. Ю. Виноградов, кандидат богословия, доцент кафедры церковной истории и церковного права ОЦАД иерей Антоний Борисов, кандидат богословия, председатель Епархиального суда Берлинской и Германской епархии РПЦ протоиерей Михаил Дронов.
Вторая часть конференции была посвящена текстологическим и каноническим вопросам — истории рукописных традиций и печатных изданий греческого текста постановлений I Вселенского собора и их латинских, коптских, славянских и русских переводов, а также особенностям интерпретации канонов Никейского собора некоторыми представителями Московской школы канонического права в конце XIX — первой четверти XX века. С докладами в этой части выступили старший научный сотрудник Российской Государственной Библиотеки А. Г. Бондач, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковной истории и церковного права ОЦАД Е. В. Сильвестрова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Л. Р. Франгулян, доктор исторических наук, главный научный сотрудник, заведующий научно-исследовательским отделом рукописей библиотеки Российской академии наук М. В. Корогодина, доктор восточных церковных наук, профессор кафедры библейско-богословских дисциплин ОЦАД А. М. Пентковский, аспирант кафедры церковной истории и церковного права ОЦАД диакон Серафим Косенко, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин МДА, проректор по научно-богословской работе МДА протоиерей Александр Задорнов.
2. В «Центре изучения патристики и христианской древности» кафедры богословия МДА 26 мая 2025 г. в очно-дистанционном режиме прошла II Международная конференция «Никейский Собор в деяниях других соборов и в истории христианства»[3]. С приветственным словом от лица ректора Московской духовной академии епископа Сергиево-Посадского и Дмитровского Кирилла (Зинковского) выступил заведующий кафедрой богословия МДА, секретарь ученого совета, профессор, игумен Адриан (Пашин).
В ходе работы конференции было прочитано 18 докладов. Среди исследователей, принявших участие в мероприятии, были специалисты разных направлений христианской науки: истории Церкви и христианства на Западе и греческом Востоке, христианского Востока и дохалкидонских церквей, богословия и философии. Докладчиками были отражены многие интересные факты и события, связанные с Никейским собором, и его рефлексия в истории христианства, показана важность догматических постановлений Никейского собора в опровержение арианской ереси, влияние на последующие Вселенские соборы, такие как Ефесский (431 г.) и Халкидонский (451 г.). В содержании всех докладов подчеркивался авторитет Никейского собора среди христианских конфессий с богословской и канонической точек зрения.
С докладами выступили: доктор исторических наук, профессор кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского государственного университета М. М. Казаков, кандидат исторических наук, доцент кафедры cоциально-философских и политических наук Севастопольского государственного университета П. В. Кузенков, доктор теологии, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Г. Е. Захаров, кандидат философских наук, научный сотрудник Социологического института РАН Т. А. Щукин, доктор филологических наук, профессор кафедры социальной истории факультета истории ВШЭ А. Ю. Виноградов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института философии РАН А. Р. Фокин, кандидат философских наук, старший научный сотрудник, Социологического института РАНО. Н. Ноговицин, доктор теологии, декан богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университетапротоиерей Павел Ходзинский, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой всеобщей истории Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службыО. В. Ауров, доктор филологических наук, доктор теологии, преподаватель-ассистент кафедры патристики и истории церкви факультета теологии Фрибургского университета (Швейцария) А. А. Морозов, кандидат исторических наук, руководитель Научно-образовательного центра им. В. П. Кащенко ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики»М. А. Тимофеев, младший научный сотрудник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета священник МихаилАсмус, ведущий научный редактор ЦНЦ «Православная энциклопедия» Д. В. Смирнов, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ имени М. В. ЛомоносоваЕ. А. Заболотный, заведующий кафедрой стран Центральной Азии и Кавказа (Институт стран Азии и Африки) МГУ имени М. В. ЛомоносоваА. В. Муравьёв, старший преподаватель Института классического Востока и античности ВШЭ М. Г. Калинин, доктор философии (PhD), профессор кафедры классических языков и религиоведения университета Дальхаузи (Канада)священник Александр Трейгер, кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и кафедры богословия МДА диакон Сергий Кожухов.
3. 20–25 октября 2025 г. в очном формате состоялась научно-богословская международная конференция «Наследие Первого Вселенского собора: единство Предания и вызовы эпох», которая была организована совместно Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом и Санкт-Петербургской духовной академией[4].
В Москве на пленарном заседании выступили ректор ПСТГУ, доктор богословия, епископ Егорьевский Мефодий с докладом «Соборность Церкви как икона Троичности», доктор богословия, доцент СПбДА, председатель Общества современных экклезиологических исследований священник Михаил Легеевс докладом «”Что есть Церковь?”: догматические вызовы спустя 1700 лет со времени Первого Вселенского Собора», доктор теологии, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии ПСТГУ Г. Е. Захаров и старший преподаватель кафедры общей и русской церковной истории и канонического права ПСТГУ протоиерей Димитрий Пашковс докладом «Богословского-правовые основания решений Никейского Собора 325 г.»Выступления ведущих специалистов по богословию, истории Церкви и Византии проходили по следующим секциям: «Богословие и философия в истории христианской мысли»; «Институт собора: религиозное осмысление и историческая реальность»; «Тринитарное богословие в патристическом наследии Востока и Запада»; «Рецепция наследия Никейского Собора на христианском Востоке»; «История пасхалии и церковного календаря в свете современной проблематики»; «Клир и епископат в Поздней Античности»; «Вселенские соборы в исторической и церковно-правовой мысли византийского Востока и латинского Запада»; «Роль императора в жизни Церкви», на которых было представлено 75 докладов.
Параллельно в Санкт-Петербурге проходили две секции: «Современные догматические вызовы» и «Институт вселенского собора как историческое явление», на которых были представлены 20 докладов. Также были проведены три круглых стола, посвященные актуальным богословско-историческим темам: «Связь между "бинарным подходом" и "неопапизмом" в современном константинопольском богословии», «Роль и значение I Вселенского собора для науки церковного права», «Никейский собор: отражение в предании и памяти христианских Востока и Запада», на которых для дискуссионного обсуждения было предложено 17 тем.
Среди зарубежных участников этого наиболее представительного для русской богословской науки форума следует можно отметить выступление почетного профессора Института христианских источников (Лион, Франция) и Папского патристического института «Августинианум» (Рим, Италия) П. Маттеи «Так называемая латинская теория св. Троицы у блж. Августина: возвращение к старой и ложной дискуссии», доктора теологии, преподавателя-ассистента кафедры патристики и истории Церкви факультета теологии Фрибургского университета (Швейцария) А. А. Морозова «318 или 319? Загадка отцов Первого Вселенского Собора в коптской литературе», профессора религиоведения Университета Дальхаузи (Галифакс, Канада) свящ. А. Трейгера «Сообщение Евтихия Александрийского о Никейском соборе и его восточно-сирийские источники», магистра теологии, докторанта Белградского богословского факультета М. Мишковича «Попытка созыва Вселенского собора на территории Сербской Православной Церкви в 1925 году и вклад Сербской Православной Церкви в формулирование вопросов собора» и доктора теологии Велико-Тырновского университета (Болгария) С. М. Тутекова «Экклезиологическое сознание перед постмодерной богословской апорией: "институция" или / и "харизма"».
4. 16 октября 2025 г. в Московской духовной академии состоялась ежегодная всероссийская Покровская научная конференция, пленарное заседание которой было посвящено теме «1700-летие Никейского собора: наследие и современность»[5]. Конференция объединила представителей научного сообщества духовных и светских учебных заведений России, Беларуси и Казахстана в рамках обсуждения ключевых решений Никейского собора, их правопреемства и актуальности в современной действительности. С приветственным словом к участникам обратился ректор Московской духовной академии, епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл (Зинковский). В ходе пленарного заседания были представлены доклады доктора богословия, ректора Коломенской духовной семинарии, профессора кафедры церковной истории и церковного права ОЦАД протоиерея Вадима Суворова «Выражение “да не будет двух епископов в городе” 8-го правила Первого Вселенского собора в историческом и современном контекстах», доктора исторических наук, профессора кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского государственного университета М. М. Казакова «Организация и процедура Никейского собора 325 г. в свете современных исследований», кандидата богословия, доцента кафедры библеистики и кафедры богословия МДА диакона Сергея Кожухова «Никейский Символ веры в деяниях Халкидонского собора», кандидата искусствоведения, заведующей кафедрой истории и теории церковного искусства МДА Н. В. Квливидзе «I Вселенский собор в искусстве времени царя Иоанна Грозного», проректора по воспитательной работе Алматинской православной духовной семинарии иерея Иоанна Ливинского «Никейский собор 325 г. и развитие административного деления Древней Церкви», профессора кафедры богословия МДА, руководителя аспирантуры МДА игумена Дионисия (Шлёнова) «Никейский собор в свете дискуссии о первенстве».
В рамках проведенияэтого научного форума были зачитаны доклады по самым разным темам церковной жизни, учения и научной деятельности по восьми направлениям: богословие, патрология, библеистика, экзегетика и герменевтика Священного Писания в свете православного Предания, воспитание в сфере духовного образования, церковная история; литургика, каноническое право. Также совместно с комиссией по церковному праву Межсоборного присутствия был проведен круглый стол «История и практика применения термина “инославие”: канонический аспект».
5. 27 ноября 2025 г. в очно-дистанционном формате состоялась патрологическая и историко-богословская конференция «Никейский собор в истории, богословии и церковной письменности» под эгидой Научного центра патрологических исследований кафедры богословия Сретенской духовной академии в рамках Пятых Сидоровских чтений (К пятой годовщине со дня кончины профессора МДА А. И. Сидорова (†23.02.2020)[6].
На конференции в очно-дистанционном формате выступили 16 исследователей: профессоров, доцентов, преподавателей, аспирантов и студентов из церковных и светских учебных заведений Фрибурга (Швейцария), Софии (Болгария), Москвы, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Смоленска, Вологды и Сергиева Посада.
Пленарное заседание открылось приветственными словами проректора по научно-богословской и учебной работе, кандидата теологии иеромонаха Иринея (Пиковского) и кандидата богословия, доцента, профессора Сретенской духовной академии П. К. Доброцветова. С пленарными докладами выступили доктор теологии, заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ Г. Е. Захаров «“Отец епископов”: казус Оссия Кордубского и Прокула Массилийского», доктор теологии, преподаватель-ассистент кафедры патристики и истории Церкви факультета теологии Фрибургского университета (Швейцария) А. А. Морозов: «Никейский Собор глазами христиан Египта: фигура свт. Афанасия Александрийского в коптских текстах и преданиях», кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института всеобщей истории РАН О. А. Родионов: «Обращение к текстам свт. Афанасия Великого в сочинениях прп. Каллиста Ангеликуда», профессор богословского факультета Софийского университета им. св. Климента Охридского (Болгария) Иван Христов: «Наследие Никеи в дебатах Ферраро-Флорентийского собора». Далее в рамках двух секций конференции — «Наследие Первого Вселенского Собора в Никее в истории церковного богословия» и «Первый Вселенский Собор в Никее в истории Церкви» — было прочитано 12 докладов.
6. 7 мая 2025 г. в Николо-Угрешской духовной семинарии состоялась Всероссийская научная конференция «I Вселенский собор: факты, участники, наследие»[7]. С приветственным словом к участникам обратился исполняющий обязанности ректора семинарии иеромонах Лука (Пронских).
Конференция состояла из двух секций, в ходе пленарных заседаний первой секции были прочитаны 8 докладов известными специалистами по истории Церкви и каноническому праву, среди них: доктор церковной истории, доктор богословия, профессор кафедры церковно-практических дисциплин и кафедры истории МДА протоиерей Владислав Цыпин, кандидат богословия, профессор кафедры богословия МДА, руководитель аспирантуры МДА игумен Дионисий (Шлёнов),доктор исторических наук, кандидат филологических наук, кандидат богословия, профессор Николо-Угрешской духовной семинарии и Сретенской духовной академии протодиакон Владимир Василик,старший преподаватель кафедры византийской и новогреческой филологии МГУ им. М. В. Ломоносова, преподаватель систематического богословия и патрологии ПСТГУ иерей Михаил Асмус, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковной истории МДА и кафедры истории церкви МГУ имени М. В. Ломоносова А. Г. Зоитакис,доктор исторических наук, заведующий кафедрой стран Центральной Азии и Кавказа (Институт стран Азии и Африки) МГУ имени М. В. Ломоносова А. В. Муравьёв. Наряду с именитыми учеными свои доклады представили и представители начинающего научного поколения: ассистент кафедры истории и гуманитарных дисциплин Николо-Угрешской духовной семинарии магистр богословияА. Банин и выпускник аспирантуры МДАМ. А. Злобин.
В рамкахвторой секции с ученическими докладами выступили студенты I курса магистратуры Николо-Угрешской духовной семинарии.
7. К празднованию 1700-летия I Вселенского собора была приурочена прошедшая 2 апреля 2025 г. в Тобольской духовной семинарии VII-я региональная студенческая научно-богословская конференция «Богословие и гуманитарные науки в Западной Сибири»[8]. Конференция открылась приветственным словом ректора и профессора Тобольской духовной семинарии митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия. Среди участников конференции, преимущественно студентов семинарии, тематике Никейского собора был посвящен один доклад, раскрывающей тему участия святителя Афанасия Александрийского в соборных заседаниях.
8. 1700-летию I Вселенского собора были посвящены заседания студенческих круглых столов: 29 апреля — в стенах Тульской духовной семинарии, а 18 июня — в Ярославской духовной семинарии. Студенческие доклады вместе с последующими дискуссиями были посвящены причинам созыва собора, богословскому вкладу в его содержание наследия святых подвижников Церкви, тринитарной тематике и каноническому учению.
1. В честь 1700-летия Первого Вселенского (Никейского) собора 18–20 сентября 2025 г. в Москве состоялась III Всероссийская конференция (с международным участием) по истории и культуре поздней Античности «Закат Древнего мира»[9]. Конференция организована под эгидой ведущих научно-исследовательских институтов: Российского государственного гуманитарного университета, Института всеобщей истории РАН, Института востоковедения РАН, Институт философии (ИФ РАН), Института междисциплинарных исследований науки и образования (АНО ИМИНИО).
Открывающее пленарное заседание и первая секция конференции 18 сентября были посвящены вопросам изучения истории Никейского собора и его наследия. В ходе пленарного заседания были представлены доклады доктора исторических наук, ведущего научного сотрудника кафедры истории Средних веков МГУ им. М. В. Ломоносова М. В. Грацианского «Институт Вселенского собора как церковно-исторический феномен: К 1700-летию Никейского собора», доктора исторических наук, профессора кафедры государственно-правовых дисциплин Смоленского государственного университета М. М. Казакова «Никейский собор 325 г.: имперский авторитаризм и церковная демократия», доктора теологии, заведующего кафедрой систематического богословия и патрологии богословского факультета ПСТГУ Г. Е. Захарова «Никейский собор 325 г. в свете современных историко-теологических исследований». На тематической сессии выступили: профессор кафедры церковно-практических дисциплин Московской духовной академии А. М. Пентковский с докладом «Никейские “определения” и “церковные каноны”», кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Центра междисциплинарных исследований славянской книжности Института славяноведения РАН М. А. Лидова с докладом «Косма и Дамиан в защите никейского православия», кандидат богословия, доцент кафедры библеистики и кафедры богословия МДА диакон Сергий Кожухов с докладом «Термины “сущность” и “ипостась” в Никейском Символе и у свт. Афанасия Александрийского: богословский и философский аспект», кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Л. Р. Франгулян с докладом «Коптские акты Первого Вселенского (Никейского) собора: рукописи, датировки, содержание», аспирант кафедры церковной истории и церковного права ОЦАД диакон Серафим Косенко с докладом «Рецепция правовых определений Никейского собора в IV столетии», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков МГУ Е. А. Заболотный с докладом «Каноны Никейского собора в сирийской традиции».
Всего на конференции было представлено 6 пленарных и 68 секционных докладов. В рамках конференции работали секции «Литературные традиции поздней Античности», «Философские традиции поздней Античности», «Богословские и агиографические традиции поздней Античности», а также региональные секции «Pars occidentalis» и «Pars orientis», посвященные западным и восточным провинциям империи.
2. С 13 по 17 мая в Минске (Белоруссия) состоялись XXXI Международные Кирилло-Мефодиевские чтения, посвященные теме «Христианская вера от прошлого к современности: 1700 лет Никейского собора»[10]. Организаторами форума выступили Институт теологии Белорусского государственного университета и Международное общественное объединение «Христианский образовательный центр имени святых Мефодия и Кирилла» совместно с другими образовательными учреждениями республики Беларусь. С приветственным словом к участникам обратился Патриарший Экзарх всея Беларуси, митрополит Минский и ЗаславскийВениамин (Тупеко).
Работа форума проходила по четырем основным секциям, были проведены шесть круглых столов и две студенческих секции — одна из них, на которой было зачитано 17 докладов, прошла в стенах Минской духовной академии. Непосредственно проблематике Никейского собора были посвящены отдельные доклады, представленные в ходе пленарных заседаний: кандидата исторических наук, заведующего кафедрой систематического богословия и патрологии ПСТГУ Г.Е. Захарова «Устройство Церкви в свете наследия Никейского Собора 325 г.», кандидата исторических наук, доцента кафедры богословия Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университетапротоиерея Олега Голубева «Царство Божие, пришедшее в силе: соборы и соборность в истории Православия», доктора богословия (PhD), заведующего кафедрой религиоведения Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла Белорусского государственного университета А. В.Данилова«Основные аспекты богословия Никейского собора», кандидата биологических наук, заведующего кафедрой психологии и инклюзивного образования Государственного учреждения образования «Минский городской институт развития образования»А. Г. Давыдовского«Сценарии когнитивных войн будущего и сохранение исторического интеллекта в свете опыта Никейского собора».
3. 28 октября в Шуваловском корпусе МГУ состоялся круглый стол «К 1700-летию I Вселенского собора», организованный кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ и Лекторием на Воробьевых горах храма Троицы и МГУ.
С приветственным словом к его участникам обратились заведующий кафедрой истории Церкви исторического факультета МГУ, профессор, архимандрит Филипп Симонов и настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах, член Синодальной библейско-богословской комиссии протоиерей Андрей Новиков.
Выступили: кандидат богословия протоиерей Илия Кочуров с докладом «Святитель Спиридон Тримифунтский и его вклад в деятельность Первого Вселенского собора», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории церкви исторического факультета МГУ А. Г. Зоитакис с докладом «Генезис и развитие арианства», доктор исторических наук, профессор, директор мемориального Музея-квартиры академика Н. Д. Зелинского А. Н. Зелинский с докладом «Воцерковленное время: Рождение христианского календаря», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Средних веков исторического факультета МГУ И. Н. Попов с докладом «Процесс искажения знаний о Никейском соборе в византийской традиции», кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Института фундаментальных проблем социо-гуманитарных наук НИЯУ МИФИ И. А. Миролюбов с докладом «Первый Вселенский собор в освещении латинской нарративной традиции IV–V вв.», старший преподаватель философского факультета ГАУГН А. М. Малер с докладом «Историко-философское значение Первого Вселенского собора» и студент исторического факультета МГУ К. О. Романовс докладом «Влияние Первого Вселенского собора на формирование христианской идентичности».
1. Крупнейший международный форум, посвященный 1700-летию I Вселенского собора, состоялся в Риме, где с 4 по 7 июня прошла международная богословская конференция «Никея и Церковь третьего тысячелетия: к католическо-православному единству»[11]. Конференция была организована совместно Институтом экуменических исследований Œcumenicum — специальным научным учреждением при богословском факультете Папского университета Фомы Аквинского (Angelicum) и Международной православной богословской ассоциацией (International Orthodox Theological Association).
Организаторы конференции рассматривают Никейский собор в качестве основополагающего события для православно-католического единства, положившего начало синодальному способу решения богословских и канонических вопросов на вселенском уровне. Принятые собором догматические определения в области триадологии продолжают служить основой общей веры христиан, в частности Православной и Католической Церквей. Конференция была посвящена формулированию этой общей веры в современном мире с целью приближения двух церквей к полному общению. Особое внимание было уделено вопросу о дате празднования Пасхи в связи с единой датой празднования для православных и католиков в 2025 г. В конференции приняли участие представители обеих сторон диалога и экуменических организаций, таких как Объединенная международная комиссия по богословскому диалогу между Католической и Православной Церквами, Объединенная международная комиссия по богословскому диалогу между Католической и Восточными Православными Церквами, Конференция европейских церквей, Экуменический институт Хаффингтона, Фонд Pro Oriente, Объединенная православно-католическая рабочая группа имени святого Иринея Лионского, Общество права восточных церквей и Центр экуменических, миссионерских и экологических исследований.
Прошедший экуменический симпозиум собрал 250 представителей основных христианских деноминаций: ведущих богословов, иерархов и представителей экуменических организаций со всего мира. С приветственным словом к участникам и делегатам в ходе специальной аудиенции обратился Папа Римский Лев XIV. Конференция состояла из 12 сессий, было зачитано 108 докладов и проведен завершающий круглый стол. На пленарном заседании открытия конференции выступили: кардинал Курт Кох, префект Дикастерии по содействию христианскому единству с докладом «1700-летие Никейского собора: экуменические возможности и вызовы», митрополит Писидийский Иов (Греча) Константинопольского Патриархата с докладом «На пути к единству веры: Никейский собор и вопрос восстановления церковного единства сегодня», архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс с докладом «Никейский собор: новое творение и Тело Христово».
2. Папский Григорианский университет в Риме и Университет Мюнстера (Германия) совместно провели международную научную конференцию «Исповедание Никейского собора: история и богословие»[12]. Основной целью конференции, по мнению организаторов, является налаживание диалога между историческими исследованиями собора и систематико-богословскими вопросами значения Никейского Символа веры в различных региональных, языковых и культурных контекстах современной жизни Церкви. Конференция была разделена между двумя учебными заведениями: первая часть прошла с 27 февраля по 1 марта 2025 г. в Риме, вторая — с 15 по 17 октября 2025 года в Мюнстере. С приветственным словом к участникам в рамках каждого блока обратились представители организаторов этой совместной конференции: декан факультета теологии Ф. Г. Ренчес из Рима и специалист по католической догматике профессор М. Сивальд из Мюнстера.
На сессиях конференции в Риме выступили ведущие ученые-специалисты в области богословия, философии, филологии, истории и литургики — всего было зачитано 13 докладов. Среди докладчиков были: профессор философского факультета Университета Вашингтона в Сент-Луисе (штат Миссури), эксперт по античной метафизике А. Мармодоро— «Никейский Собор из перспективы современной метафизики», специалист по греческим исследованиям и редактор классического справочного издания по Никейскому собору Cambridge Companion to the Coucil of Nicea (Cambridge, 2021), доцент и руководитель направления исследования классической культуры Средиземноморского региона Иллинойского университета в ЧикагоЯ. Р. Ким — «Собор в Никее и его Символ веры в ересиологической перспективе»; профессор исторического факультета Римского университета Ла Сапиенца Э. Принзвилли — «Смысл созыва Собора в Никее».
На конференции в Мюнстере было прочитано 15 докладов в пяти сессиях. Основной акцент этой части был сделан на рецепции богословия Никейского собора в протестантской традиции, межрелигиозном диалоге и современном контексте. В качестве примеров докладов этого тематического направления можно упомянуть выступление профессора систематической теологии университета Гейдельберга (Германия) Ф. Нюссель «Никейское учение как источник современного развития протестантской теологии» и профессора кафедры религиоведения университета Мюнстера (Германия) С. Зинн «Теории воплощения в восточных религиях».
3. Юбилейная конференция, посвященная 1700-летию I Никейского собора (325 г.) и 60-летию окончания Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.) «От I Никейского ко Второму Ватиканскому собору: преемственность и развитие соборного наследия», состоялась 4–7 сентября 2025 г. в Католическом иезуитском университете Маркетт (Милуоки, штат Висконсин)[13].
13 докладов по тематике Никейского собора были распределены по четырем секциям, в которых рассматривалась преимущественно проблематика рецепции тринитарного никейского богословия в последующей традиции вселенских соборов и патристического богословия. На пленарном заседании были представлены два доклада известных ученых в области патрологии и церковной истории: профессора католической теологии, заведующий отделением теологии и религии Даремского университета (Великобритания) и Австралийского католического университета Л. Айреса «Ценность наследия Никейского собора» и профессора богословия университета Мэри Вашингтон (штат Вирджиния, США) и Католического университета Америки (Вашингтон, округ Колумбия) Р. Д. Янг«Обретение гражданства, принятие Символа и необходимое условие Никейского собора». Также на пленарном заседании выступил еп. Маронитской католической церкви в Бруклине Г. Д. Мансур с докладом «Никейский собор и наше стремление к единству Церкви».
32 доклада в 10 секциях были посвященным значению и рецепции Второго Ватиканского собора и проблематики соборного управления в современном мире.
4. 2–4 октября 2025 г. под эгидой католической Высшей духовной семинарии Святого Сердца в Детройте (Мичиган, США) была проведена юбилейная конференция «Никея спустя 1700 лет: Первый Вселенский собор и “синодальный путь”»[14].
Основная задача этого научного собрания состояла в исследовании взаимосвязи наследия Никейского собора с жизнью современной Поместной Церкви, когда переосмысление соборной традиции Древней Церкви становится ключевым моментом в процессе формирования местных традиций. Каждый день конференции состоял из одного основного доклада и последующего обсуждения. Свои работы на обсуждение представили профессор богословия Католического университета Нотр-Дам (Индиана, США) Х. Анатолиос (автор знаменитого труда, посвященного догматическому учению Никейского собора, Retrieving Nicaea: the Development and Meaning of Trinitarian Doctrine. Grand Rapids. Michigan, 2011), который выступил с докладом по теме «Никейская экклезиология свт. Афанасия Великого»; профессор патристики и древних языков католического института Доминиканский дом исследований (округ Колумбия, США) Э. Хофер (автор сочинения The Power of Patristic Preaching: The Word in Our Flesh. Washington, 2023) выступил с докладом «Защита никейской экклесиологии в учении папы Льва Великого: авторитет и смирение в “синодальном пути”»; профессор католической теологии, заведующий отделением теологии и религии Даремского университета (Великобритания) и Австралийского католического университета Л. Айрес(автор монографии Nicaea and Its Legacy: An Approach to Fourth Century Theology. Oxford, 2004) прочел доклад «Предвосхищения божественной жизни в никейском богословии» .
5. В Коптском православном колледже имени свт. Афанасия, существующем в качестве образовательной структуры в рамках Австралийского католического университета, 20–22 июня 2025 г. прошла конференция «Живой дух Никейского собора»[15]. Этот научный форум был призван показать непреходящее значение собора в современном мире, который продолжает объединять христиан во всем мире. Авторы выступлений рассмотрели наследие Никейского собора с различных точек зрения — исторической, богословской, литургической, иконографической, а также уделили внимание раскрытию его продолжающегося влияния на социальные и современные проблемы. Программа включала выступления 15 докладчиков из Австралии, трех — из других стран и двух основных спикеров: почетного доцента по сирийским исследованиям Оксфордского университета профессораС. Брока, который выступил с докладом «Как описать беспрецедентное: перевод Никейского Символа веры на сирийский язык», и профессора систематического богословия Свято-Владимирской православной богословской семинарииП. Бутенеффа с докладом «Энантропесанта [ἐνανθρωπήσαντα]: далеко идущие последствия никейского термина».
6. На прошедшем 3–5 июня в Торонто (Канада) ежегодном собрании Канадского общества патристических исследований одна из 10 сессий была посвящена юбилею Никейского собора[16]. На ней было зачитано три доклада известных специалистов: профессора Библейского колледжа баптистской веры и Богословской семинарии в Анкени (штат Айова, США) П. Хартога «На повестке дня: квартодецимианские споры и Никейский собор», доктора философии, внештатного сотрудника университета Торонто В. Хеллемана — «Марий Викторин о Божественной сущности и природе», профессора христианской истории Университета Тиндейл (Канада) А. Юсифа — «Метафизика и монашество: взаимоотношения между никейским богословием и монашеской идентичностью в учении свт. Афанасия Александрийского».
Ниже представлен список русскоязычной литературы, охватывающий классические монографии, доступные издания источников, а также научные статьи, которые помогут читателю сориентироваться в области изучения наследия I Вселенского собора.
Правила святых Вселенских Соборов с толкованиями. М.: Паломникъ, Сибирская благозвонница, 2000.
Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского. Пер. с серб. Т. 1. М.: Отчий дом, 2001.
Петр (Л’Юилье), архиеп. Правила первых четырех Вселенских соборов / Пер. с франц. под ред. протоиер. В. Цыпина. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2005.
Смирнов К. Обозрение источников истории Первого Вселенского Никейского собора. Ярославль: типо-литография Г. Фальк, 1888.
Гидулянов П. В. Восточные патриархи в период четырех первых вселенских соборов: историко-юридическое исследование. Ярославль: типография Губернского правления, 1908.
Спасский А. А. История догматических движений в эпоху Вселенских соборов: Тринитарный вопрос. Сергиев Посад: изд.: М. С. Елов, 1914; Он же. Начальная стадия арианских движений и Первый Вселенский Собор в Никее: Исследования по истории древней Церкви. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2007.
Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 4: История церкви в период вселенских соборов. СПб., 1917 (М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994r).
Семь Вселенских Соборов: по руководству Четьих-Миней Св. Димитрия Ростовского / Сост.: Аверкий (Таушев), архиеп. Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery, 1968.
Лебедев А. П. Вселенские Соборы IV и V веков: Обзор их догматической деятельности в связи с направлениями школ Александрийской и Антиохийской. СПб.: Издательство Олега Абышко, 20042; Он же. Из истории Вселенских Соборов IV и V веков: Полемика А. П. Лебедева с прот. А. М. Иванцовым-Платоновым. Там же, 2004.
Иоанн, еп. Аксайский. История Вселенских Соборов. М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря, 1995.
Карташев А. В. Вселенские Соборы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.
Акимов В. В. Вселенские соборы: : учебное пособие. Минск: Ковчег, 2013.
Фокин А. Р. Формирование тринитарной доктрины в латинской патристике. М.: Общецерковная аспирантура и докторантура им свв. Кирилла и Мефодия, 2014.
Дворкин А. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Н. Новгород: Издательство «Христианская библиотека», 2016.
Печатнов В. В. История Церкви. Ч. 2. Кн. 1: Церковь в эпоху Вселенских соборов. М.: МГИМО Университет, 2020.
Бенешевич В. Н. Синайский список отцов Никейского I Вселенского Собора // Известия Императорской Академии наук. СПб., 1908. С. 281–306; Он же. Молитва отцов Никейского собора // Там же. С. 73–74.
Воронов Л., прот. Документы и акты, входящие в состав «Деяний Первого Вселенского Собора» 325 г. // Богословские труды. М., 1973. Сб. 11. С. 90–111.
Цыпин В., прот., Асмус В., прот. Вселенский I Собор // Православная энциклопедия. Т. 9. М., 2009. С. 571–580.
Сидоров А. И. Церковное Богословие в период от Первого до Второго Вселенского Собора (325–381 Гг.) // Христианское чтение. СПб., 2009. № 9–10. С. 6–67.
Смелова Н. С. Правила первого Вселенского Никейского собора по рукописи Сир. 34 из собрания ИВР РАН // Письменные памятники Востока. СПб., 2009. № 2 (11). С. 42–65.
Рицци М. Евсевий о Константине и Никейском Соборе: Намерения и умолчания // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия. М., 2013. № 3 (47). С. 18–29.
Перес Ж. Н. Представление об Арии и 318 Православных Отцах в Эфиопской традиции // Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 1: Богословие. Философия. М., 2014. № 2 (52). С. 30–42.
Бурцев В. А. Личное мнение по вопросу о вере: Семантический анализ православного Символа веры // Филоlogos. Елец, 2017. № 35 (4). С. 29–35.
Манойлова М. А., Зайцев А. А. Анализ вероопределений Первого Вселенского Собора, формировавших Символ веры // 285 лет со дня основания Псковской духовной семинарии (1733 г.). Сб. материалов V Международной научно-практической Свято-Тихоновской конференции / Ред. М. А. Манойловой, К. А. Шморага. Псков, 2018. С. 323–333.
Левицкий В. С. «Социология онтологии»: Значение социальных аспектов борьбы за Символ веры на Первом Вселенском Соборе // Религиоведение. Благовещенск, 2020. № 3. С. 69–77.
Макеева И. И. Сюжеты об Арии и Никейском Соборе в Древнерусской литературе // Труды отдела Древнерусской литературы. СПб., 2022. Т. 69. С. 97–112.
Ефименко М. Н. Первый Вселенский Собор // Православие в России и за рубежом: богословие, история, культура, межрелигиозный диалог: Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. Оренбург, 2025. С. 93–101.