13
  • Рецензия
  • 6 мин

Рецензия на книгу: Голијанин В. Кад су људи постајали хришћани: Историјски развој хришћанске мисионарске методологије Краљево: ЕУО Епархије жичке, 2024. 303 с. ISBN 978-86-81526-29-3

Опубликовано: 23 декабря 2024

Автор

Васильевич Милорад

В издательстве Жичской епархии Сербской Православной Церкви вышла монография «Когда люди становились христианами: Историческое развитие методологии христианской миссии». Автор — д-р Ведран Голиянин, доцент Православного богословского факультета им. св. Василия Острожского Университета Восточного Сараево (Фоча, Республика Сербская).

Проф. Голиянин является пионером в области систематической миссиологии Сербской Церкви. В четырех главах монографии автор исследует культурные, социальные и духовные факторы, которые повлияли на распространение христианства. Помимо превосходной аргументации достоинством работы является обширная подборка как отечественной (сербской. — Прим. ред.), так и зарубежной литературы. Язык изложения лишен чрезмерного академизма, что делает книгу доступной для широкого круга читателей. Помимо причин принятия христианства автора интересует миссионерская методология: «Вместо истории миссии перед читателем находится исторический обзор развития христианской миссионерской методологии или, другими словами, история о том, как миссионеры проповедовали Христа нехристианам и как нехристиане отреагировали на эту проповедь» (С. 8).

В первой главе монографии под названием «Vicisti, Galilee! Галилеянин, покоривший Рим» автор описывает, как христиане использовали еврейскую Библию (Ветхий Завет), чтобы убедить иудеев в том, что Иисус Христос был обетованным Мессией. Затем он объясняет, каким образом христиане интерпретировали греко-римские философию, религию и искусство как христианские, содержащие знаки, указующие на Христа. В работе подчеркивается значение готовности к мученичеству за веру первых христиан, а также их решимость буквально исполнять заповеди Христа о любви к другим людям. В этом контексте автор приводит примеры христиан, которые лечили больных язычников, отвергнутых их семьями во время крупных эпидемий (С. 43). Для современного христианского читателя, который был свидетелем пандемии коронавируса всего несколько лет назад, пример древних христиан может стать поводом для дополнительных размышлений. Примечательно, что автор актуализирует такие темы.

Во второй главе «Res publica Christianaрождение христианской Вселенной» автор пишет о крещении Римской империи и Европы. В частности, анализирует конфликты между христианскими лидерами и крещеными римскими императорами в событиях, которые сформировали новое христианское государство. Он также пишет о том, как Римская империя, приняв новую веру, преследовала старую религию и тем самым ввела репрессии в проповедь Евангелия. В этом свете указывается, что подлинно хранили христианскую истину скорее первые монашеские общины, чем жестокие правители: «Это было время, когда в пустынях Египта, Палестины и Сирии возникло монашество, которое стало самой важной миссионерской силой в истории христианства, несравненно более последовательной к первоначальным евангельским идеалам, нежели государственные чиновники, которые разрушали старые храмы и иногда убивали упрямых язычников» (С. 9). Идеология насильственной христианизации «огнем и мечом» была принята Карлом Великим и многими другими правителями, таким образом Церковь, ранее подвергшаяся гонениям, стала орудием гонений под завесой новой государственной религии. Автор указывает на конфликт между подлинной верой и политической властью как средством принуждения. Монашеские общины вели молчаливое, но сильное сопротивление насильственной «евангелизации». Автор также указывает, что на протяжении всей истории христианства отдельные церковные руководители обращались к репрессивной миссионерской модели: «Уничтожение демонических культов понималось как долг государства, миссионерский метод и даже как пастырская ответственность Церкви, поэтому епископы нередко руководили разрушением языческих храмов или переоборудованием их в церкви» (С. 86). Проф. Голиянин рисует сложную картину исторического христианства, где члены Церкви — это не только святые, но также и грешные люди, чему есть и двоякое свидетельство в истории.

Третья глава «Lumen ad revelationem gentiumслуги Христа и владыки мира» содержит рассказ о крещении неевропейских народов европейскими колониальными державами. В связи с этим автор, например, пишет о чрезвычайно жестокой проповеди христианства испанцами на просторах Америки. Но, как и в каждой главе, не обойдены стороной яркие примеры миссионеров, таких как «защитник индейцев» Бартоломео де Лас Касас (1484–1566 гг.). Анализируются миссии португальцев на Дальнем Востоке. Внимание уделено проповеди христианства на Аляске и в России. Трое русских святых — Филарет, Макарий и Иннокентий — продемонстрировали решимость перевести Библию на народные языки. Автор повествует об особенностях проповеди христианства в Японии и Китае: «Как когда-то для евреев (1 Кор. 1:23), Крест Христов был соблазнительным для китайцев, поэтому это “противоречивое” учение (о Кресте) сохранялось для последних шагов воцерковления» (С. 181). Рассматривая XVII в. в Японии, отмеченный жестокими гонениями на христиан, автор отмечает: «Оставшись без миссионеров, японские новообращенные скрылись в катакомбных общинах. В их случае мы видим пример самостоятельной адаптации (без иностранного контроля), из-за которой многие европейцы вообще не назвали бы их христианами» (С. 187). Читатели найдут увлекательную информацию о японских «кириситанах» (христианах) или «какурэ-кириситанах» (тайных христианах). Проф. Голиянину удается подчеркнуть сложность миссионерских усилий, которые часто руководствовались не только религиозными идеалами, но и колониальными амбициями. Каждая из этих историй раскрывает проблемы миссионерства, а также силу христианской веры, которая укоренилась в различных культурных средах. В этом контексте похвально также то, что монография описывает историю миссионерства, которая способствует пониманию взаимосвязи между религией, культурой и политикой.

Завершающая глава «Per aspera ad astra: и врата ада не одолеют ее» содержит повествование о конце великих православных миссий, о гибели китайской миссии и недолговечной Китайской Православной Церкви. Автор акцентирует, что пренебрежение наследием святых Кирилла и Мефодия привело к подрыву существования православной общины в Китае. Затрагивает автор и получившие распространение причины сомневаться в истинности христианства. Пишет о влиянии теории Чарльза Дарвина, а также о вечно актуальном вопросе теодицеи: почему Бог допускает страдания невинных? Автор монографии указывает, насколько дестабилизации христианства способствовал научный атеизм, говорит о возможности сотрудничества религии и науки, описывает обращение в христианство в XX и XXI в. как частных лиц, так и различных сообществ. Голиянин приглашает читателей к глубокому и личному размышлению о христианской жизни сегодня. Междисциплинарный подход к теме, акцент на примерах конкретных людей, размышления о современных проблемах и диалоге науки и религии делают эту главу весьма актуальной.

Книга предназначена, как объясняет автор, для студентов-богословов, а также для всех людей, которые хотят узнать, почему их предки стали христианами. Монография была «написана как приложение к православной миссиологии» (С. 8). Текст в 303 страницы читается на одном дыхании. Работа представляет собой прекрасную основу для развития современного миссионерского богословия как в академическом, так и в практическом плане. Благодаря вниманию к историческим, культурным и духовным явлениям автору удалось создать произведение, которое не только информирует, но и вдохновляет на дальнейшие исследования в области православного миссионерства.

Перевод Бранислава Ковачевича

  • ВКонтакте

  • Telegram

  • Электронная почта

  • Скопировать ссылку

Цитирование

Васильевич М. Рецензия на книгу: Голијанин В. Кад су људи постајали хришћани: Историјски развој хришћанске мисионарске методологије Краљево: ЕУО Епархије жичке, 2024. 303 с. ISBN 978-86-81526-29-3 // Богослов. 2024. № 4 (4). С. 241–246.

DOI: 10.62847/BOGOSLOV.2024.16.17.011
Присутствие статьи