Опубликовано: 13 июня 2024
Практически любой, кто что-либо слышал о протестантизме, уверенно скажет: протестанты, в отличие от католиков и православных, святых не почитают. Всем известно, как резко отцы Реформации критиковали культ святых и как настаивали на том, что молиться следует только Иисусу Христу. Однако при более пристальном изучении все оказывается не так просто. Пусть не молитвенное, но почитание своих героев веры есть в каждой деноминации; о проповедниках, миссионерах, мучениках пишутся очерки, более напоминающие не биографию, а житие; даже там, где автор старается честно указывать на недостатки и ошибки героя своего повествования (как, например, в книге пятидесятника Робертса Лиардона «Божьи генералы»), подчеркивается великая слава Божья, которая была явлена в том или ином духовном лидере, что, опять же, скорее сближает такую литературу с житием.
Становится еще интереснее, если мы посмотрим на лютеранскую и англиканскую практику. В честь библейских святых называются храмы; у лютеран и англикан есть праздники в честь героев Нового Завета, которые называются святыми: Девы Марии (праздник Посещения Елизаветы Девой Марии, а также у англикан — отдельный праздник в честь Девы Марии), Иоанна Крестителя (праздник Рождества Иоанна Крестителя), апостолов Петра и Павла (отдельно отмечается праздник Исповедания Петра и Обращения апостола Павла), Андрея Первозванного, Варфоломея и Фомы, Симона и Иуды, Филиппа и Иакова Зеведеева (в честь апостола Иакова англикане отмечают отдельный праздник), евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также Варнавы, спутника апостола Павла, и Марии Магдалины. Англиканская Церковь Австралии отмечает особый день в честь патриархов, пророков и мудрецов Ветхого Завета[1]. В литургических календарях лютеран и англикан мы увидим памятные дни в честь святых — общехристианских, католических, православных, а также в честь собственных праведников. Как же это стало возможным в протестантизме?
Действительно, основоположники Реформации критиковали почитание святых; «святыми» в раннем протестантизме, по образцу раннего христианства и в противовес католичеству, назывались все верующие христиане-протестанты, принадлежащие к определенной деноминации. Однако на практике складываются основания для почитания святых. Аугсбургское исповедание (артикул 21), основополагающий документ лютеранства, утверждает, что христиане могут, ориентируясь на пример святых, подражать им и укреплять свою веру. «Десять статей» (1536), компромиссный документ эпохи английской Реформации, разрешил почитание святых. Но важнейшим документом, заложившим основы отношения к святым в протестантской Англии, стала «Книга мучеников» Джона Фокса (1563), включавшая жития как мучеников раннего христианства, так и мучеников Реформации. Как в древности культ святых возник в Церкви благодаря мученикам, так и в английском протестантизме он утвердился благодаря бережному сохранению памяти о своих героях. Начиная с XVIII в. «Книга мучеников» дополнялась другими авторами и в настоящий момент содержит биографии мучеников и исторические справки в период с 37 до 1997 гг.
Похожую картину можно было наблюдать и в радикальной Реформации. Книга «Зеркало мучеников» (1660), составленная голландскими меннонитами, является важнейшим мартирологом для всех деноминаций анабаптистской традиции. У квакеров почитаются так называемые Бостонские мученики (Мармадьюк Стивенсон, Уильям Робинсон, Уильям Леддр и Мэри Дайер), которые были повешены в 1660–1661 гг. по приговору пуританского правительства колонии Массачусетс. День казни Стивенсона и Робинсона, 27 октября, был в 1998 г. объявлен Международным днем свободы вероисповедания.
Как выглядит почитание святых в современном протестантизме? Механизма канонизации, аналогичного католическому и православному, у протестантов нет, имя святого вносится по согласию представительной конференции данной церковной структуры; включение кого-то в литургический календарь, например, Церкви Англии не означает автоматического включения данного святого во все церкви Англиканского содружества (поэтому, например, есть разница в календарях разных англиканских церквей). По традиции в англиканские и лютеранские календари вносятся святые дореформационного периода. Подчеркивается, что почитание святых (хранение памяти о них, что хорошо) и молитва им (что неправильно) — это разные вещи; молиться следует только Христу[2]. Впрочем, иногда в частном порядке к святым обращаются (чаще всего в англокатолической среде), но это явно не типичная практика.
Девятая Ламбетская конференция (англикане) в 1958 г. разъяснила условия почитания святых: приоритет отдается библейским святым, в строгом соответствии с тем, что о них написано в Библии; в отношении других святых стоит опираться на достоверные знания; спорных личностей в календарь лучше не вводить; добавление нового святого нужно тогда, когда на это есть широкий запрос в течение длительного времени[3]. В методизме, вышедшем из англиканства, почитание святых тоже есть, но в урезанном виде (нет такого количества святых, как в англиканстве), и не одобряются, по примеру основателя методизма Джона Уэсли, молитва и поклонение святым[4]. Схожих с англиканами принципов отношения к святым придерживаются и лютеране.
На основе церковных календарей Церкви Англии, Церкви Уэльса, Церкви Австралии, Церкви Бразилии, Епископальной Церкви США, а также Церкви Исландии, Лютеранской церкви — Миссури Синода, Евангелической лютеранской церкви Америки, Календаря евангельских имен Евангелической церкви Германии и сведений об Объединенной методистской церкви рассмотрим, каких именно святых почитают протестанты, у которых принят в том или ином виде культ святых.
Среди протестантских святых особое место занимают библейские праведники. Из ветхозаветных героев почитаются Адам и Ева, патриархи Ной, Иов и Авраам, полководец Иисус Навин, царь Давид, пророки Моисей, Самуил, Илия и Елисей, Исайя, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Захария и Иона, а также женщины — Руфь и Есфирь[5].
Из героев Нового Завета особенно выделяется Дева Мария. Протестантизм изначально отверг почитание Богородицы (хотя Лютер, Цвингли и Кальвин отзывались о Ней с большим почтением), однако «Десять статей» (1536) в Англии требовали сохранить Ее почитание, как и Аугбсургский интерим в Германии (1548). Стихи Деве Марии посвящал выдающийся немецкий барочный поэт Андреас Грифиус. Ей посвятил свой магнификат Иоганн Себастьян Бах. С XIX в. почитание Девы Марии стало распространенным в англокатолицизме.
Также из новозаветных героев протестантами почитаются Иоанн Креститель, Иосиф Аримафейский, первомученик Стефан. Особым почитанием окружены двенадцать апостолов и евангелисты Лука и Марк, апостол Павел и его ученики Тимофей и Тит. Отметим, что «апостолами» у англикан также называется чин святых, куда, помимо учеников Христа, включены успешные проповедники древности и современности: Ниниан, апостол пиктов, Ремигий, апостол франков, Бонифаций, апостол Германии, Виллиброрд, апостол Фризии, Бирин, апостол Уэссекса, Зигфрид, апостол Швеции, Бартоломе Де Лас Касас, апостол индейцев, Франциск Ксаверий, апостол Индии, Бернард Мизеки, апостол шона (народ, живущий в Зимбабве и Мозамбике)[6].
Из святых неразделенной Церкви в протестантские календари включены прежде всего мученики: раннехристианские (святой Валентин[7], Игнатий Богоносец[8], Поликарп Смирнский и Иустин Философ[9], Георгий Победоносец[10], великомученицы Марина, Варвара и Екатерина[11]) и средневековые (Альбан, первый мученик Британии, святая Тидвила[12], архиепископ Томас Бекет[13] и венценосцы-мученики: король Нортумбрии Освальд, король Восточной Англии Эдмунд Мученик, шведский король Эрик, норвежский король Олаф[14]).
Из других святых дореформационного периода протестантами почитаются преподобный Моисей Мурин[15], поэтесса-гимнограф Кассия[16], раннехристианские миссионеры — святой Патрик Ирландский[17] и Давид Уэльский[18], просветители славян Кирилл и Мефодий[19] и основоположник христианства в Армении Григорий Просветитель[20], философы Альберт Великий[21] и Ансельм Кентерберийский, женщина-полководец Жанна д’Арк[22], основоположник движения вальденсов Пьер Вальдо, проповедники Джироламо Савонарола, Джон Уиклиф, Иероним Пражский[23] и Ян Гус[24], художник Микеланджело, христианские государи: императоры Константин и Юстиниан[25], а также Карл Великий[26], англосаксонские короли Альфред Великий и Эдуард Исповедник[27], французский король Людовик IX Святой[28].
Переходим к собственно протестантским святым. Прежде всего это мученики. В литургических календарях протестантов отмечены казненные католиками переводчик Нового Завета на английский язык Уильям Тиндейл[29] и архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер[30], а также казненный по настоянию пуритан архиепископ Уильям Лод[31]. В англиканскую Книгу общих молитв (версия 1662 г.) был включен король Карл I, казненный по приговору пуритан; впрочем, почитание этого короля далеко не всеми поддерживается[32]. Почитаются протестантами также христиане, пострадавшие от иноверцев в Новое время: мученики Японии (1597)[33], мученики Папуа — Новой Гвинеи (1901 и 1942), мученики Уганды (1885–1887 и 1977), семь мучеников Меланезийского братства (2003)[34], а также мученики Судана[35] и Америки[36], Европы и Африки, Австралии, Новой Зеландии и островов Тихого океана[37], Южной и Северной Америки, Азии[38]. Церковь Уэльса отмечает особо «мучеников нашего времени» и мучеников-англикан[39].В качестве мучеников протестантами почитаются и те, кто совмещал политическую и христианскую позицию: бывший член «Немецких христиан» пастор Карл Фридрих Штелльбринк[40], лютеранский богослов Дитрих Бонхеффер, а также Джанани Лувум, угандийский архиепископ, который критиковал режим президента Уганды Иди Амина, был обвинен в государственной измене и убит[41].
В качестве своеобразных апостолов протестанты почитают основателей своей традиции Мартина Лютера и Жана Кальвина[42]; в Календаре евангельских имен есть также Ульрих Цвингли[43]. Отмечен в протестантских календарях и близкий круг Лютера: его жена Катарина фон Бора и его духовник Иоганнес Бугенхаген[44], его друзья Филипп Меланхтон, Николай Амсдорф, Юстус Йонас, Георг Спалатин, Иоганн Матезий[45]. Почитаются основоположники Реформации в разных странах: Микаэль Агрикола — в Финляндии, Олаус и Лаврентий Петри — в Швеции, Юрий Трановский — на территории современной Словакии[46], раннепротестантские богословы: лютеранские теологи Мартин Хемниц[47], Амвросий Бларер и Мартин Буцер, первая протестантская публицистка Аргула фон Грумбах, автор знаменитой книги «Об истинном христианстве» Иоганн Арндт и основоположник пиетизма Филипп Якоб Шпенер, а также друг Кальвина, кальвинист Теодор Беза[48], новоанглийские протестанты-нонконформисты Роджер Уильямс и Энн Хатчинсон[49]. Включены в литургические календари протестантов и правители, благодаря которым совершалась и побеждала Реформация: немецкие князья Фридрих Мудрый[50] и Иоганн Твердый, лорд-протектор Английской республики Оливер Кромвель, вождь Нидерландской революции Вильгельм I Оранский и шведский король-завоеватель Густав-Адольф II[51].
Почитаются протестантами и богословы более позднего времени: симпатизирующие католичеству Чарльз Гор, Джон Кибл, Эдвард Пьюзи, Джон Генри Ньюмен (в итоге ставший католиком)[52], немецкие протестантские мыслители Якоб Беме и Фридрих Шлейермахер[53].
Особым уважением у протестантов окружены миссионеры. В литургические календари включены первый протестантский миссионер в Индии Бартоломей Цигенбальг и переводчик Нового Завета на язык батак (Суматра) Людвиг Номменсен[54], проповедник среди саамов Ларс Леви Лестадиус, миссионер в Гренландии Ганс Эгеде, знаменитый путешественник по Африке и врач Давид Ливингстон, миссионер в Китае и популяризатор идеи «Великого Поручения»[55] Хадсон Тейлор[56]. Включены туда и миссионеры из местного населения: Аполо Кивебулая (Центральная Африка), Ини Копурия (основатель Меланезийского братства)[57], Онисим Несиб (Эфиопия)[58], а также Пандита Мэри Рамабай и Сандху Сундар Сингх (Индия)[59].
Почитаются протестантами также и общественные деятели. Во-первых, деятели церковной благотворительности: англиканский священник Уилсон Карлайл, основатель организации «Церковная армия», и Элизабет Ферард, первая дьяконисса Церкви Англии[60]. Во-вторых, социальные реформаторы: Элизабет Фрай, «ангел тюрем»[61], один из основателей социального евангелизма Уолтер Раушенбуш, немецко-французский пастор и реформатор Жан-Фредерик Оберлин и Тоехико Кагава, японский активист за гражданские права[62]. В-третьих, аболиционисты: англичанин Уильям Уилберфорс, по настоянию которого в Великобритании было отменено рабство[63], чернокожие активистки-американки Соджорнер Трут и Гарриет Табмен[64]. В-четвертых, национальные герои: норвежский проповедник и создатель национально-политического движения Ханс Хауге, датский просветитель Николай Грундтвиг[65], Зумби, вождь африканского сопротивления в Бразилии, Сепе Тиарижу, лидер миссии иезуитов среди гуарани, борец за экологию и права коренных народов Бразилии Чико Мендес[66], гавайские монархи — сочинительница гимнов Лилиуокалани и переводчик Книги общих молитв на гавайский язык Камехамеха IV, капелланы Дорчестера (реформат Кларк Вандерсалл Полинг, методист Джордж Лэнсинг Фокс, католик Джон Патрик Вашингтон, раввин Александр Дэвид Гуд), спасшие людей и погибшие сами[67].
Включены в литургические календари протестантов и деятели культуры: 1) поэты: англичане Джон Донн[68] и Кристина Россетти[69], немцы-гимнографы Филипп Николаи и Пауль Герхардт[70], исландец Халльгрим(юр) Пьетурссон[71]; 2) писатели: англичане Сэмюэл Джонсон и Джон Баньян[72], Клайв Льюис и Дороти Сэйерс[73], датский драматург Кай Мунк[74]; 3) художники: немцы Альбрехт Дюрер[75] и Лукас Кранах Старший[76]; 4) музыканты: немцы Иоганн Себастьян Бах[77], Генрих Шютц[78] и Георг Гендель[79]; 5) философы: немец Готлиб Лейбниц[80] и датчанин Серен Кьеркегор[81]; 6) ученые: математик Леонард Эйлер и астроном Иоганн Кеплер[82].
Распространено в протестантских деноминациях почитание духовных лидеров-протестантов из других общин. Так, англиканами и лютеранами почитаются «величайший из пуритан» Ричард Бакстер, автор «Путешествия Пилигрима» баптист Джон Баньян, основатель движения гернгутеров Николай Людвиг фон Цинцендорф[83], а также основатели методизма Джон и Чарльз Уэсли[84]. Англикане и методисты чтут лютеранского пастора Дитриха Бонхеффера[85]; англикане, лютеране и методисты — защитника прав афроамериканцев, баптистского пастора Мартина Лютера Кинга[86]. Англикане почитают основателя Армии спасения Уильяма Бута, основателя Общества Друзей (квакеры) Джорджа Фокса[87], а также философов-лютеран Якоба Беме, Серена Кьеркегора и Альберта Швейцера, лютеранского пастора Иоганна Арндта, реформатского теолога Карла Барта и основателя экуменической общины Тэзе, протестантского монаха Роже Шютца[88]. В число почитаемых лютеранами праведников входят философ и кальвинистский теолог Джонатан Эдвардс[89], а также основатель меннонитства Менно Симонс, друг Жана Кальвина и его преемник Теодор Беза, шотландский пресвитерианский реформатор Джон Нокс, немецкий реформатский поэт и писатель Герхард Терстеген, лидер гугенотов адмирал Гаспар де Колиньи, епископ Чешских братьев и реформатор образования Ян Амос Коменский, проповедники — англичанин Чарльз Сперджен (баптист) и американец Дуайт Муди (евангелик)[90].
Почитаются протестантами, что любопытно, католические деятели времен Контрреформации: духовник Лютера Иоганн фон Штаупиц[91], канцлер Англии и автор романа «Утопия» Томас Мор, основатель орденов иезуитов Игнатий Лойола, испанский поэт Хуан де ла Крус, основатель ораторианцев Филипп Нери[92], просветитель Азии Франциск Ксаверий[93], основатель общества лазаристов Викентий де Поль, епископ и проповедник Франциск Сальский[94], философ Блез Паскаль[95], францисканец и небесный покровитель афроамериканцев Бенедикт Мавр[96], астроном Николай Коперник[97]. Также чтутся протестантами католические деятели более поздней эпохи: основатель салезианцев Джованни Боско и основатель Воинства Непорочной Девы Максимилиан Кольбе[98], ученый Пьер Тейяр де Шарден, Папа Иоанн XXIII, открывший Второй Ватиканский собор, писатель-апологет Гилберт Кийт Честертон, а также пострадавшие по политическим мотивам Эдит Штайн[99] и священник Оскар Ромеро[100]. В целом наблюдается стремление сгладить былые жесткие противоречия и примирить католиков и протестантов, объединив в том числе и в календаре: так, в англиканской Церкви Уэльса отмечается памятный день в честь всех католических и протестантских святых эпохи Реформации[101].
Особо отметим почитание православных святых у протестантов. В протестантских календарях есть иконописец Андрей Рублев[102], преподобные Сергий Радонежский[103] и Серафим Саровский[104], святители Феофан Затворник[105], Иннокентий и Герман Аляскинские[106], а также новомученики: великая княгиня Елизавета Федоровна[107], патриарх Тихон и мать Мария (Скобцова)[108].
Интересно, что в протестантских календарях есть особые чины святости, не аналогичные католическим и протестантским. У англикан к таким чинам относятся:
1) духовный наставник (англ. Spiritual Guide) — тот, кто показал особый путь духовно-созерцательной жизни: православный Серафим Саровский и католик Филипп Нери;
2) обновитель общества (англ. Renewer of the Society) — социальный реформатор, руководствующийся христианской верой: средневековая святая Елизавета Венгерская, реформатор норвежского общества Ханс Хауге и баптистский пастор-правозащитник Мартин Лютер Кинг;
3) учитель веры (англ. Teacher of the Faith) — выдающийся теолог: святые неразделенной Церкви Василий Великий, Ефрем Сирин, блаженные Августин и Иероним Стридонский, средневековые католические теологи Фома Аквинский, Уильям Оккам, Екатерина Сиенская, Бернард Клервоский, католические святые времен Контрреформации Хуан де ла Крус и Тереза Авильская, один из основоположников христианского социализма Джон Морис и православный святой Сергий Радонежский;
4) духовный писатель (англ. Spiritual Writer) — тот, кто оставил выдающиеся религиозно-мистические или религиозно-дидактические сочинения: средневековый мистик Юлианна Норвичская и Джон Баньян, автор «Путешествия Пилигрима»;
5) пророческий свидетель (англ. Prophetic Witness, Епископальная церковь США) — яркий общественный деятель-христианин: аболиционист Фредерик Дуглас и один из основателей социального евангелизма Уолтер Раушенбуш.
У лютеран следующие специфические чины святости:
1) обновитель Церкви (англ. Renewer of the Church, у американских лютеран) — тот, кто реформировал современную ему церковь: основатели монашества Антоний Великий и Пахомий Великий, средневековые мистики Бригитта Шведская, Клара Ассизская и Юлианна Норвичская, реформаторы Мартин Лютер и Жан Кальвин, католические святые Контрреформации Тереза Авильская и Хуан де ла Крус, основатели методизма Джон и Чарльз Уэсли;
2) исповедники (англ. Confessors, у американских лютеран) — те, кто прямо и ясно исповедует истинную веру: великие отцы-каппадокийцы (Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский), Афанасий и Кирилл Александрийские, деятели Реформации Мартин Лютер, Филипп Меланхтон и Мартин Хемниц;
3) свидетель Христа (нем. Zeuge Christi, у немецких лютеран) — яркий проповедник: «король проповедников» Чарльз Сперджен и основатель меннонитства Менно Симонс.
Как видим, почитание святых, пусть и в урезанном виде, сохраняется в ряде протестантских церквей и как дань общехристианской традиции, и как естественная память о своих героях веры, и как способ засвидетельствовать общехристианское единство, сохраняя почитание дореформационных святых и выражая уважение другим христианским направлениям, включая в свои календари их подвижников.
1. An Australian Prayer Book. Sydney: The standing committee of the General Synod of the Church of England in Australia, 1978.
2. Calendar of the Church Year according to the Episcopal Church // A collection of Lectionary resources for the Episcopal Church. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUZF (дата обращения: 27.10.2024).
3. Сalendário para o Ano Cristão // Internet Archive Wayback Machine. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20160310054645/http://liturgia.ieab.org.br/wp-content/uploads/2015/04/calend%C3%A1rio_ano_crist%C3%A3o.doc (дата обращения: 27.10.2024).
4. Commemorations // The Lutheran Church — Missouri Synod. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUcn (дата обращения: 27.10.2024).
5. Der Evangelische Heiligenkalender // Das Kirchenjahr. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUfN (дата обращения: 27.10.2024).
6. Do United Methodists believe in saints? // The United Methodist Church. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUTp (дата обращения: 27.10.2024).
7. Evangelical Lutheran Worship (ELCA). Church Year // Internet Archive Wayback Machine. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20060908112753/http://www.renewingworship.org/ELW/content/PDF/ChurchYear_asm_20060119.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
8. Evangelischer Namenkalender // Liturgische-Konferenz. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUho (дата обращения: 27.10.2024).
9. Hodges S. Dietrich Bonhoeffer first martyr officially recognized by United Methodists // The Dallas Morning News. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUkB (дата обращения: 27.10.2024).
10. Kirkjuárið 2020-2021 // Kirkjan. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUnG (дата обращения: 27.10.2024).
11. Lambeth Conference Resolutions Archive. Resolutions from 1958. Resolution 79 // Internet Archive Wayback Machine.[Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20070516094825/http://www.lambethconference.org/resolutions/1958/1958-79.cfm (дата обращения: 27.10.2024).
12. Major R. Anglican Heroes? // Internet Archive Wayback Machine. P. 7. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20080529011358/http://www.stmarysi.com/sermons/pdf/29i06a.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
13. Mulenga M. Modern Day Martyr // Good News Magazine. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUpx (дата обращения: 27.10.2024).
14. Saint David — who was he? // The Methodist Church in Britain. [Электронный ресурс]. URL: https://www.methodist.org.uk/our-faith/worship/singing-the-faith-plus/posts/saint-david-who-was-he (дата обращения: 27.10.2024).
15. Saint George — more than dragons // The Methodist Church in Britain. [Электронный ресурс]. URL: https://www.methodist.org.uk/our-faith/worship/singing-the-faith-plus/posts/saint-george-more-than-dragons/ (дата обращения: 27.10.2024).
16. Sokol David D. F. The Anglican Prayer Life: Ceum Na Corach' the True Way. Bloomington: IUniverse, 2001.
17. The Book of Common Prayer for use in the Church in Wales. April 2003 // Church in Wales. [Электронный ресурс]. URL: https://churchinwales.contentfiles.net/media/documents/New_Calendar__Collects.pdf (дата обращения: 27.10.2024).
18. The Calendar // Church of England. [Электронный ресурс]. URL: https://clck.ru/3EEUwQ (дата обращения: 27.10.2024).